Поминайте наставников ваших…(О протоиерее Василии Владышевском(+1935-1996)

Протоиерей Василий Владышевский родился 9 мая 1935 годав небольшом селе Угриновка,расположенном недалеко от города  Хмельник Винницкой области УССР.  Его родители – Феодосий Иванович и Акилина Федосьевна были родом из верующих семей. Прадед по материнской линии Сила  на свои средства строил монастырь, дед был церковным старостой и регентом церковного хора . В этом же хоре пели и будущие родители Василия, обладающие хорошими голосами.

Феодосий Иванович и Акилина Федосьевна поженились в 1926 году, в непростое время коллективизации и раскулачивания зажиточных крестьян. Молодую семью, у которой было еще совсем небольшое свое хозяйство, приговорили к раскулачиванию и ссылке в Сибирь.  За Феодосием Ивановичем пришли красноармейцы во главе с комиссаром, чтобы арестовать и увезти в тюрьму на Медвежью Гору, но сделать это им не удалось. Выпрыгнув из окна, Феодосий убежал, скрывшись в кукурузных полях. Этот спасительный прыжок спас жизнь всей будущей семьи. Феодосию Ивановичу удалось добраться до Москвы и   устроиться разнорабочим. Он был мастером на все руки, постоянно совмещал разные работы – был слесарем, водил и ремонтировал автомашины, сапожничал. Во время Великой Отечественной войны он, уже будучи инвалидом, принимал активное участие в защите Москвы, за что был награжден двумя медалями «За оборону Москвы».

В семье Феодосия Ивановича и Акилины Федосьевны родилось 10 детей:       6 братьев и 4 сестры. Мать,Акилина  Федосьевна была человеком глубоко религиозным, добродетельным и справедливым. Она была настоящим центром семьи, прививала веру детям, укрепляя дух братолюбия, взаимопомощи, постоянно читала духовную литературу, молилась и учила этому детей.  На праздники все дети, а потом и их семьи, собирались вместе на церковные праздники,на Рождество пели колядки, устраивали небольшие концерты(тем более,что двое-сестра Татьяна и брат Борис получили хорошее музыкальное образование). Акилина Федосьевна была награждена тремя орденами «Материнская слава» 1, 2 и 3 степени.  Она была избрана членом двадцатки церкви «Всех святых» на Соколе, и мечтала о том, чтобы кто-нибудь из ее сыновей стал священником. Ее   молитвы были услышаны,и  сын Василий стал священником.

Василий был старшим сыном в семье Владышевских.. Когда ему исполнилось 6 лет,началась Великая Отечественная  война, а с нею пришли беды,  карточки, недоедание. Голодное военное детство тяжело отразилось на здоровье Василия, он часто болел воспалением легких,постоянно кашлял,и мать прилагала много усилий для  восстановления его здоровья.

У отца Василия была очень интересная длинная дорога к Богу. По воспоминаниям своих братьев,он был самым атеистично настроенным в семье, долго сопротивлялся уговорам родителей пойти в храм.После окончания средней школы Василий поступил в ФЗУ на специальность обувщик-пошивщик.После училища обучался  на вечернем отделении   Московского химико-технологического института,одновременно работая на стройке для получения собственного жилья.С четвертого курса института Василию пришлось уйти по семейным обстоятельствам,и некоторое время он работал на московском кожевенном заводе химиком-технологом .В конце 70-х годов Василий поступил на рабфак при МГУ для получения специальности журналиста,работал в различных издательствах, где среди прочего писал очень интересные статьи про свою семью. Но когда стало ясно, что он из верующей семьи,его отовсюду уволили. Последним местом светской работы Василия была малотиражка «Знамя строителя» при Мосстрое. Надо сказать, время было очень тяжелое и,чтобы прокормить свою семью, Василий  брался за любую работу :вместе со своим младшим братом Юрием разгружал вагоны,натирал полы в школах.Несмотря на жизненные трудности он ,не оставил своих убеждений, не оставил Бога, и в конце концов стал священником.

В начале 60-х годов,которые как по иронии судьбы назвали “оттепелью”, усилились гонения на верующих. Вновь начали закрывать монастыри и храмы, государство прилагало огромные усилия,чтобы не пускать в церковь  молодежь ( до 18 лет в церковь без родителей  не допускали). К молодым людям, молящимся в храме,могли подойти и потребовать выйти для особого разговора. На Пасху у входа выстраивался контроль, который не пропускал в церковь лиц моложе 18 лет. В храмах начались облавы. Под эту кампанию попала сестра о.Василия Татьяна Владышевская. Как-то в субботу вечером комсомольский патруль заметил ее выходящей из храма,и ее тут же забрали  прямо в милицию. Там они выяснили, что Татьяна из верующей многодетной семьи, и для “перевоспитания” к семье Владышевских был приставлен отставной военный, который со рьяно подошел к делу перевоспитания молодежи. Он вмешивался в жизнь каждого из детей, вел атеистические беседы с Василием и другими братьями и сестрами, ходил по всем учебным заведениям, в которых они учились, чтобы поставить в известность    начальство о неблагонадежности и заблуждениях Владышевских. Особенно остро реагировала школа: там младших детей стали обижать, а одного из них одноклассники и вовсе избили. Учителя приходили в дом для бесед с Акилиной Федосьевной, но мать им активно противостояла, в конце концов они ей пригрозили: “Вот родила десять детей, а теперь еще и в тюрьме посидишь, и материнства лишим за такое воспитание”. Все это привело к сильному расстройству ее нервной системы, да и всей семье было несладко. В семье начался разлад, Василий и его братья и сестры испытали на себе сильное атеистическое давление,в поисках правды между ними начались споры и ссоры.  Семья оказалась в изоляции и чувствовала себя оставленной.

Но вскоре Бог послал помощь. Однажды по пути в Троице-Сергиеву Лавру, в электричке, сестра о. Василия Татьяна познакомилаь с Ивановым Николаем Павловичем,как оказалось впоследствии -с тайным  священником,протоиереем . Она привела его в дом, познакомила с родителями,братьями и сестрами , и он стал настоящим духовным отцом для всей семьи Владышевских и их близких друзей.

Николай Павлович великолепно знал Священное Писание, он был преподавателем Ветхого завета в Саратовской духовной семинарии и долгие годы работал литературным редактором в издательском отделе Московская Патриархии. Николай Павлович сыграл большую роль в жизни и духовном воспитании всей семьи Владышевских, ведь он сам был примером высокой христианской жизни.Николай Павлович   любил молодежь, старался всем помочь,  объяснял ,что такое христианство, как  быть  достойным христианином, что значит жить по-христиански. Особую роль он сыграл в жизни Василия Владышевского. Николай Павлович умел выразить словами, показать красоту православного богослужения, его глубину и значимость, в этом он был истинным наставником о. Василия.  Кроме того Николай Павлович был дружен с некоторым высшим духовенством, особенно с архиепископом Саратовским и Вольским Пименом(в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевский,1923-1993+), и с которым он познакомил семью Владышевских.  Когда владыка Пимен приезжал в Москву, он часто гостил в доме Владышевских, запросто общался со всеми членами семьи.  Будучи человеком высокой культуры и больших знаний, владыка Пимен оказал неизгладимое впечатление на всю семью и особенно на о.Василия.

Николай Павлович был тесно знаком также с митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (в миру Константин Николаевич Вендланд(1909-1989+)— епископ Русской Церкви; церковный историк, учёный-геолог), который   1969 году поставил о.Василия во чтеца, а чуть позже рукоположил во дьякона.  В сане диакона отец Василий прослужил в Ярославле полгода. Затем он был рукоположен во пресвитера и продолжал свое служение под омофором митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна  в соборе города Рыбинска и в Покровском храме г.Переславль-Залесский.

После хиротонии отец Василий поступил на заочное отделение   Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде (тогда-в Загорске). За 27 лет священства отцу Василию пришлось много раз сменить место службы из-за проблем с местной властью:сначала перевестись в Переславль-Залесский Ярославской области,затем, в 80-х  годах, в Московскую область. Сначала он служил в храме деревни Обухово Солнечногорского района. До о.Василия в этом храме служил протоиерей Владислав Шумов, о нем шла молва, что он обладает даром прозорливости. Прослышав это, однажды в церковь в Обухово приехал местный уполномоченный по делам религий (была такая должность), желавший побеседовать с о.Владиславом. В разговоре,как бы между прочим, о.Владислав сказал, чтов стране  скоро грядут большие перемены, и на русский трон сядет новый царь – Михаил.  После такого заявления отец Владислав был отправлен за штат. Когда в Обухово стал служить отец Василий, о. Владислав по-прежнему постоянно находился в церкви, хотя из-за этого у отца Василия и были неприятности с местной властью ,и это отчасти послужило причиной его перевода на другое место службы -в Троицкий храм  города Подольска.

С середины 90-х годов и до самой своей кончины в 1996 году отец Василий служил в Покровском храме села Алексино Рузского района Московской области.  Отец Александр Торик – известный церковный писатель, вспоминает: «…протоиерей отец Василий Владышевский, которого я очень люблю, которому я очень благодарен, я не раз и писал, и говорил о нем, вот в 1984 году я пришел к нему алтарником. Его тоже перевели из Подольска, когда вот советская власть за то, что он популярностью очень пользовался как проповедник, молодежи всегда у него много собиралось вокруг него, его поэтому гоняли с места на место и вот его в глухой сельский храм, село Алексино, тогда это достаточное глухое место, отправили…».

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Алексино Рузского района до назначения туда отца Василия служил о.Владимир Шибаев, также неугодный властям. И некоторые прихожане были недовольны переводом отца Владимира Шибаева на другое место служения. Поэтому когда отец Василий впервые приехал на свой будущий приход, его встретили негостеприимно. Некоторое время в храме не было даже хора. К счастью, своей любовью отцу Василию спустя некоторое время удалось снискать расположение прихожан, появилось много молодежи и постепенно сформировалась новая община.Из Москвы  приезжали на службу верующие люди разного возраста. Вновь приехавшие прихожане ставились на клирос, где осваивали пение и устав богослужения, даже кафизмы читались полностью, как в монастыре. Из алексинского прихода вышло много счастливых семейных пар, а также около 20 священников, которых о.Василий практически обучил на своем клиросе. После служб все непременно направлялись на трапезу, где происходило общение членов общины, которая постепенно все более расширялась. О.Василий горячо любил свою паству называл храм родным домом, а приход – братством; в самом деле его братство было чудом духовного единения и взаимной любви. О. Василий обладал живым и мягким характером, привлекавшим к нему множество людей. Он не был блестящим проповедником, но в его словах была правда и искренность. Батюшка  был очень энергичным человеком, характер его был открытым, общительным  и в то же время отец Василий был очень внимательным собеседником.Его духовный опыт позволял ему глубоко понимать людей, вникать в жизнь, давать правильные наставления.

Сохранилось много вспоминаний об отце Василии его прихожан, некоторые из которых стали священниками.Они описывали свои впечатления от великопостных богослужений, о беседах с батюшкой,о напряженной духовной жизни в дни Великого поста. Многие приезжали в Алексино специально на первую неделю Великого поста, когда совершалась сугубая молитва.

Отец Василий любил красоту и уставной порядок богослужения,был хорошо знакомым с древнерусским богослужением. Этому способствовала дружба батюшки со старообрядческим священником отцом Евгением Бобковым – знатоком древнерусского церковного устава, икон и певческой культуры. Тесное общение с о. Евгением, изучение древнерусских святынь помогли отцу Василию глубоко понять древнерусское наследие, церковное искусство, стать подлинным ценителем и знатоком древнерусской иконописи, архитектуры, звона, церковного пения,и  для него важно было сохранять древние русские традиции. Ко всему древнерусскому искусству и ремесленничеству он сохранял большой интерес, все вызывало в его душе отклик.  Особенно о.Василий любил полноту древнего богослужения и старался привить свою любовь к службе молодым прихожанам. Алексей Пентковский рассказывал как обычно субботними вечерами в храме допоздна служили всенощное бдение: “Познание литургических особенностей и всех тайн богослужения нас увлекало. Мы стремились почитать Типикон, узнавать первопричины и все оттенки православного богослужения”.  Позже участники этих служб их “Алексинской школой”.  Эти службы по старому уставу сформировали не только прекрасных священнослужителей, но и помогли сформироваться исследователям – историкам, вышедшим из алексинского прихода. Алексей Пентковский свое исследование посвятил раннему Студитскому уставу в русской церкви, Ольга Крашенинникова – истории Октоиха. Алексинская община была очень активной, ее члены участвовали в открытии новых храмов в том числе и в Москве. Например, храм Благовещения в Крылатском, где отец Василий служил на паперти полуразрушенного храма первый молебен ,был  восстановлен среди прочих и прихожанами из Алексино.

Отец Василий любил  современную живопись, понимал ее, дружил со многими художниками и как мог стремился помогать им в их нелегкой жизни. Среди его друзей был известный художник-шестидесятник Олег Гостев.

Особая, постоянная связь была у него с художниками — реставраторами и иконописцами. В  церкви в Алексино сохранились прекрасные  резные и раскрашенные иконы, подаренные в храм этими иконописцами, друзьями о.Василия.

Смерть о. Василия наступила после продолжительной болезни 24 февраля 1996 года.  В Прощеное воскресение состоялось прощание с усопшим. Погребальное богослужение пришлось в первый день Великого поста, на нем присутствовало множество прихожан, духовенство, съехавшееся из разных уголков России, среди которых было 18 священников, вышедших из алексинского прихода.Похоронен протоиерей Василий Владышевский в церковной ограде за алтарем родного храма.

Добрый десяток младенцев были названы в память об отце Василии,в том числе и двое внуков батюшки.С 1996 года настоятелем храма служит сын отца Василия-протоиерей Вадим Владышевский.

Вот уже на протяжении 22 лет ,дважды в год-в  день кончины отца Васили 24 февраля и в день его рождения и именин 9 мая ,в Алексино продолжают собираться духовные чада батюшки,приезжают для участия в богослужении   и на панихиду по отцу Василию.  По сложившейся традиции все приехавшие собираются потом за столом в трапезной,чтоб.поговорить ,вспомнить,рассказать…

                    Из воспоминаний духовных чад

Долгое время регентом церковного хора в Алексино был Александр Торик-ныне протоиерей ,автор известных книг «Флавиан» и других. Из воспоминаний о.Александра Торика:»Основной прототип отца Флавиана – замечательный батюшка , покойный протоиерей Василий Владышевский. Он был моим первым настоятелем, у которого я в 1984 году начал своё церковное служение в качестве алтарника, затем чтеца и певца, потом несколько лет был регентом. А затем от него уже ушел рукополагаться в 1989 году в диаконы.Это был настоящий добрый пастырь: истинный русский сельский батюшка, каким он и должен быть. … Мой первый день несения послушания алтарника в Покровской церкви оказался и первым днём служения в этом храме священника Василия Владышевского, только что назначенного сюда настоятелем. Об этом батюшке и сложившейся вокруг него приходской общине я уже говорил и писал неоднократно, стоит упомянуть здесь пожалуй лишь о том, что вокруг его гроба, когда он преждевременно скончался от тяжёлой болезни на 61-м году жизни в 1996-м году, стояло непосредственных его учеников (тех, кто подобно мне прошёл в храме батюшки послушания алтарников, чтецов, певцов и уставщиков) восемнадцать священников и четыре диакона…. Я прошёл ступень алтарничества за несколько месяцев, затем был поставлен отцом Василием на клирос учиться петь и читать, а через года полтора получил благословение руководить хором. Чем и занимался до моего рукоположения во диакона в 1989 году. Ещё отец Василий ставил меня (и других молодых людей – чтецов и алтарников) читать с клироса поучения Святых Отцов по «запричастном» во время, когда он причащался Святых Христовых Таин. Так он приучал нас к будущему проповедничеству».

В книгах отца Александра  Торика описаны многие реальные события,происходившие на приходе в Алексино.В частности,эпизод изгнания беса из девушки.Вот как об этом рассказывает сам автор книги:»… Есть абсолютно реальный прообраз этой девушки, только на самом деле ее звали не Екатерина. И то, как там описан момент чтения над нею молитвы Василия Великого «Бог богов, Господь господей…», с помощью которой отец Флавиан отогнал от нее нечистого духа, –  тоже правда. К тому же это происходило практически у меня на руках.

Я был тогда еще регентом у покойного ныне отца Василия на приходе. Одна наша девушка-прихожанка впервые привезла в храм свою подругу на вечернюю службу. Храм был полупустой, обычно на всенощную народ почти не приходил – пять километров было до ближайшего населенного пункта. Поэтому местные в основном с утра приходили на службу.

Вечером обычно только мы, москвичи, приезжали, пели, читали на клиросе. Отец Василий благословлял – мы там всенощные по пять часов служили, строго по Уставу, как в монастырях. Иногда батюшка служил  молебен на изгнание нечистых духов по “Большому Требнику”. Приходили на него двое-трое болящих, страдающих алкоголизмом или еще какими-то страстями. Когда иной человек сам со своей страстью справиться не мог и хотел от Бога получить помощь, то отец Василий по милосердию иногда служил этот молебен, и некоторое облегчение это страждущим приносило. А кто-то и полностью от своей страсти избавлялся.

И вот как раз была всенощная, я пошел с клироса за свечками к “свечному ящику”, смотрю: какая-то девушка стоит незнакомая. Я на клирос вернулся, спрашиваю: ребята, чья знакомая там стоит?

Одна из наших девушек певчих говорит: «Это моя подруга, она болящая. Мы вместе были в туристическом лагере, жили в одной палатке. Я когда вечером начинала перед сном молиться, она сразу теряла сознание. Только я за молитвослов: «Отче наш…», – а она в обморок. Вот привезла ее к отцу Василию».

Служба закончилась, девушки пошли вдвоем гулять вокруг храма, а мы с ребятами стояли около колокольни, разговаривали. Вдруг девушка-певчая бежит: «Идите сюда, помогите! Моей подруге плохо!» Так вышло, что я первый подбежал, поднял лежащую девушку на руки, а та, как веревка, расслабленно повисла у меня на руках. И вот пока я её нес, ребята начали дружно молиться. Её как начало судорогами колотить у меня на руках, рот оскалился, я аж испугался – честно признаюсь. Позвали отца Василия, он выбежал, увидел происходящее и сказал: «Все понятно, несите ее в храм».

Пока я в храм ее заносил, по ступенькам к двери поднимался, народ поуспокоился, молитва ослабла, и девушка снова провисла на моих руках. В храме я посадил ее на сундук, придерживал только, чтобы не упала. Подошел отец Василий с мощевичком в парчовом мешочке. А дальше все происходило так, как описывается в книге про отца Флавиана.

Кладет батюшка ей на голову мощевичок – ее как швырнет метров на пять, по полу полетела. Отец Василий мне: «Удерживай мешочек на голове у неё, пока я достану требник», – я за ней с мощевичком по всему полу гоняюсь, ее швыряет от мощей по полу – я за ней. Тут как раз отец Василий молитву “Бог богов” начал читать – ее било, било, а потом она все тише, тише и совсем затихла. Я попытался её с пола поднять, а она без чувств, совершенно расслаблена, как верёвка на руках провисает.Батюшка меня остановил и говорит ей: «Встань!» Она, тут же на пятках поднялась, как на шарнире шлагбаум, и встала столбом. Глаза открылись: «Батюшка, а что со мной было?..»

Вспоминает протоиерей Игорь Фомин,настоятель храма во имя свт. блгв.кн.Александра Невского при МГИМО:«Отец Василий смог собрать и объединить многих «разношерстных» людей, духовно алчущих, живущих без подлинно духовного окормления.Жаждущие общения, ищущие единения, мы ехали в подмосковный Покровский храм, где находили единомышленников, родных по духу людей.Из окошка трапезной была видна дорога от храма через поле, а это три километра до леса, за которым находилась железнодорожная станция. Вспоминается, как зимой в субботу, когда все приезжали на вечернее богослужение, из леса показывались идущие крохотные фигурки, и мы, находившиеся в трапезной, с детской радостью ждали приближающихся близких людей. Отец Василий, как капитан корабля, брал подзорную трубу и, вглядываясь в идущих, с радостью сообщал, кто идёт».

Одним из  духовных чад отца Василия был протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, декан Богословского факультета ПСТГУ, заведующий кафедрой практического богословия.В одном из своих интервью сайту Московской городской епархии он рассказал.как встал на путь священства:«…Вы знаете, в молодости я даже не задумывался об этом. А в 80-х годах так сложилось, что я попал к замечательному священнику отцу Василию Владышевскому, почившему больше двадцати лет назад. Он служил под Москвой недалеко от Можайска в селе Алексино, а у нас в тех местах была дача. И один знакомый сказал мне, что поблизости служит удивительный священник. Я очень хорошо помню, как мы с женой в первый раз добрались до этого храма и попали на субботнюю всенощную. Храм был пуст. До революции Алексино было большим селом, но в пятидесятые годы дорогу к нему запахали и проложили заново в трех километрах от села, чтобы отрезать доступ к храму, поэтому местный народ, если и приходил, то в основном только на Литургию. Но отец Василий был великий знаток и любитель устава и служил, как положено, несмотря на отсутствие людей. И вот в этом пустом храме на клиросе, как могли, пели 2 или 3 человека, но я до сих пор помню, как тогда меня поразило ощущение того, что здесь происходит самое главное, что только может быть в жизни. С тех пор я стал ходить к отцу Василию. И однажды он меня благословил на священство. Тогда же я поступил в ПСТБИ и окончил его.»

Протоиерей Николай Булгаков,настоятель храма Державной иконы Божией Матери в г.Жуковском,пос.Кратово,член Союза писателей России:«В советские годы, в середине 80-х годов, когда и в самой смелой фантазии представить себе было невозможно, что вскоре один за другим будут открываться старые, тем более строиться новые храмы, в селе Алексино – час сорок пять минут на электричке с Белорусского вокзала до Партизанской, потом два с половиной километра полем до храма Покрова Божией Матери, – собирались верующие москвичи, в основном молодые, на службу, сами пели, читали. Здесь шла уставная служба – даже кафизмы читались полностью, как в монастыре. Отец Василий смотрел через окно в подзорную трубу в поле: кто показался там, вдалеке, направляясь к храму с электрички. Приносили в рюкзачках еду, после всенощной оставались ночевать в домике при храме, спали в два этажа. Днем готовили очень вкусный обед, собирались за длинным столом и, главное, отводили душу в общей православной беседе с батюшкой – ныне покойным протоиереем Василием Владышевским (Царство ему Небесное!) »

Рассказывает отец Александр Волохов, член епархиального отдела по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности, настоятель Никитской церкви с.Никитское Домодедовского благочиния:» Отец был, коммунистом, военным. Он окончил политическое училище им. Жданова. Был политруком на флоте, потом военным журналистом, он добился высокой должности. …А мама наоборот была из православной семьи. Сколько я себя помню, между отцом и мамой было на этой почве напряжение какое-то. Но меня с детства водили в церковь, всё что нужно, я знал. А где-то, наверное, с 60-х годов мы стали жить по-церковному: дома постились, иконы висели, праздники отмечали. Потом, в юности я всё забыл, стал актером, кончил театральный институт, режиссерский факультет. Но внутренне я никогда себя неверующим человеком не ощущал, хотя у меня был период, когда я не любил церковь. Не любил, не понимал…

…Мама любила духовенство и помогала, как могла: шила подрясники, подризники — поэтому к нам приходили батюшки. Приходил и отец Василий Владышевский. Он вызывал у меня не очень дружелюбные чувства — высокий, красивый, открытый и очень энергичный человек. А я тогда, наверное, считал, что Церковь должна быть маленькая, тихая и скрюченная…

И вот как-то году так в 85-86 мой приятель говорит: «Слушай, я тут в одно место езжу, давай и тебя свожу?» И он меня привез под Можайск, в деревню Алексино, на приход, где этот священник был настоятелем. И как-то всё мгновенно перевернулось, буквально в один вечер — оказалось, что он очень глубокий человек. Кстати сказать, именно глядя на него, я понял, что талант даётся человеку в первую очередь как способность проникать в жизнь. Картины, романы, спектакли — это прикладное. Главное в таланте — способность постигать человеческую жизнь. Отец Василий был талантливым человеком.

И я сразу всё вспомнил, стал каждые субботу-воскресенье ездить туда. Алтарничал, пел на клиросе и с удовольствием всё учил. Я был человеком богемным, и считал, что это просто такая, ну вот… другая жизнь. Мы приезжали туда в субботу, служили большую Всенощную, ночевали, утром служили Литургию. Потом возвращались, и я продолжал жить, как жил… А однажды отец Василий посмотрел на меня в алтаре, посмотрел и говорит: «Слушай, а почему бы тебе в священники не пойти?» Я говорю: «Да ну что вы! Куда уж мне теперь…». А он отвечает: «А чего тебе? Вроде на тебе нет никаких канонических препятствий». Я говорю: «По сегодняшней моей жизни это совершенно нереально». Я никогда об этом не думал, не мечтал, не предполагал даже как самый фантастический вариант… Он говорит: «А давай попробуем!» И через месяц меня рукоположили.
Все очень быстро произошло. И безо всякого моего к тому участия…»

Воспоминания Анны Филипповны Евменовой,старосты Покровского храма с.Алексино(1929-2010+):

«Впервые я увидела о.Василия сразу после его назначения в наш храм,когда он служил первую Литургию.Он вышел и з алтаря такой величественный,красивый,Мне показалось.что он даже светился изнутри.А когда мы узнали батюшку поближе,он нам стал вообще как родной.Службы были долгие,по полному чину.но никто не  роптал:когда служил о.Василий,мы забывали и о времени,и об усталости.И для каждого из нас у него  находилось время для беседы,совета.Но он никогда не  раздражался на нас,.терпеливо вразумлял  как малых детей любовью да добрым словом.

Мне запомнился один случай.Батюшка всегда служил всенощные,даже при пустом храме.И вот как раз   накануне праздника Казанской Божией Матери мы пришли на службу,дождались помазания и решили идти домой,так как погода стала пасмурная,набежали тучи,  собирался дождь.Мы сказали об этом о.Василию,он нас благословил на дорогу  ,но как-то с хитрым прищуром сказал:»Воля ваша..».И только мы вышли на порог храма,как началдась такая гроза,что мы в испуге вернулись в церковь.А там нас встретил  улыбающийся батюшка:» Пресвятая Богородица не отпустила вас».Вот после этого случая мы всегда оставались до конца службы.»

Протоиерей Алексий ЧЕКМАРЕВ,настоятель Христорождественского храма с.Каменищи и Богородицерождественского храма с.Хатунь Ступинского района:»Автору этих строк посчастливилось также быть в числе духовных чад отца Василия. И сегодня… хотелось бы поделиться воспоминанием о этом удивительном человеке – протоиерее Василии Владышевском. Село Алексино Рузского района Московской области. Здесь в Покровской церкви до 24 февраля 1996 года, дня своей блаженной кончины, совершал свое служение протоиерей Василий Владышевский. При жизни отец Василий был прост и доступен, он всегда находил слова утешения на наши духовные скорби и печали, преображал нашу жизнь, открывая для нас истинный смысл земного бытия. На протяжении более двадцати  лет со дня смерти батюшки, мы, духовные чада отца Василия, дважды в год, 9 мая, в день его рождения, и 24 февраля, в день его кончины, собираемся в Покровской церкви. По окончании Божественной Литургии за алтарем храма, на месте упокоения отца Василия, мы служим панихиды. Среди молящихся в эти дни — самые близкие люди: супруга батюшки, матушка Мария, сын отца Василия, нынешний настоятель Покровского храма села Алексино, протоиерей Вадим Владышевский, дочь Ирина и, конечно же, его многочисленные духовные чада. Как мы попадали в Алексино? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, достаточно прост: несколько случайных совпадений, кто-то посоветовал, подсказал дорогу, совсем немного рассказал об Алексино и отце Василии .Субботний день, два часа дня Белорусский вокзал, электричка до Можайска с обязательной остановкой на станции Партизанская, ну, и далее — три с половиной километра пешком по пересеченной местности .В большинстве своем, попадая в Алексино, мы были уже воцерковлены, и многие из нас молились в московских храмах и возрождавшемся к 1000-летию Крещения Руси Даниловом монастыре. Мы знали, как происходит Всенощное бдение в других храмах, казалось, везде это происходит одинаково. Но, оказавшись в селе Алексино, в Покровском храме на Всенощном бдение, особенно в первый раз, мы поражались, наверное, не меньше, чем знаменитые послы князя Владимира в Константинопольском соборе Софии Премудрости Божией. Несомненно, всех нас увлекала атмосфера сосредоточенной длительной молитвы: Богослужение совершалось по 4,5 часа. Твердое упование на Бога, несокрушимая вера и всеобъемлющая жертвенная любовь к ближнему, к его духовным и житейским трудностям и переживаниям открывали нам в отце Василии человека незаурядного, всецело возлюбившего Христа и обретшего в своем сердце отклик на призыв Господа Нашего о самой Высшей Заповеди: душу свою полагать за други своя».

Протоиерей Андрей,настоятель Крестовоздвиженского храма ,с. Воздвиженское Сергиево-Посадский района«Отца Василия Владышевского я узнал в 1985 году. До этого я ходил в Московские храмы, но мне хотелось участвовать в Богослужении не только в качестве молящегося. Но такой возможности в Московских храмах того времени, естественно, не было. Случилось так, что, будучи еще студентом, совершая поездку на Валаам, я познакомился с верующими людьми, от которых и узнал об Алексино и об отце Василии. Вернувшись с Валаама, я в ближайшую субботу прибыл в Алексино, где оказался на очень продолжительном Всенощном бдении. Мне сразу было предложено встать на клирос и принимать участие в чтении и пении. Для меня это оказалось очень желанным событием, и впоследствии в Алексино я ездил постоянно.Вспоминаются алексинские Всенощные бдения, под воскресные и праздничные дни. Батюшка принимал всех радушно и просто. Человек приезжал, представлялся и практически сразу мог участвовать в Богослужениях. Очевидно, эта простота послужила впоследствии к созданию братства вокруг Покровского храма села Алексино. Не случайно, что многие молодые люди решили попробовать себя в церковном искусстве: иконописи, мозаики, вышивании, в резьбе по дереву. В благодарной памяти нашей отдельно стоят Богослужения первой седмицы Великого Поста. Время это было особенное и благодатное. Вырвавшись из привычной суеты московской жизни, мы на целую неделю погружались в мир, где происходил совсем иной отсчет времени, наполненного молитвой и покаянием. Для многих из нас это благословенное время явилось началом осознанной духовной жизни, у истоков которой стоял наш дорогой отец Василий. Мы, священнослужители, поминаем отца Василия на Проскомидии в первом числе, впереди своих родных. Его влияние на нас оказалось очень глубоким. Очевидно, что это, прежде всего, осуществлялось в его молитве за нас. Несомненно, мы это чувствуем и сейчас».

Иеромонах Антипа (Никаноров): «Я попал в Алексино случайно, после окончания пчеловодческого училища. Мне хотелось устроиться работать при храме, и одна моя знакомая порекомендовала поехать в Алексино, сказав, что там нужен кочегар. Я приехал в Алексино, с трудом нашел храм, познакомился с отцом Василием. Побеседовали, отец Василий спросил меня: «Ты что, умеешь печки топить?» Я ответил: «Дело нехитрое, постараюсь научиться», — и отец Василий оставил меня при храме.К отцу Василию приезжали люди из разных мест, с различными судьбами и духовными проблемами, и отец Василий был очень снисходителен к немощам человеческим, он старался всем помогать, боль каждого из этих людей, была личной болью отца Василия. С благословения батюшки я был послушником СпасоПреображенского Валаамского монастыря, нес послушание на клиросе. Отец Василий мне както сказал: «Через два года будешь иеромонахом». Я возразил, сказав, что совсем еще молодой, Ну, может, лет через десять… Но по прошествии двух лет, как сказал отец Василий, так оно и случилось. Нам часто приходилось видеть, и отчасти сопереживать, как молился отец Василий за Божественной Литургией. Спустя много лет по смерти батюшки этот опыт Литургической молитвы остается для всех нас главным источником нашей духовной жизни.».

Протодиакон Алексий Трунин:» Я попал в Алексино из совершенно нецерковной среды и основное впечатление, которое я вынес от первой службы– это удивительная полноценность жизни..В характере отца Василия было то, что он не имел никогда никакой зависти, и именно благодаря этому из духовных чад вышло такое большое количество священнослужителей. Однажды, будучи студентами семинарии, мы стали свидетелями служения отца Василия в Троице-Сергиевой Лавре, которое было организовано архимандритом Алексием Поликаповым вместе с отцом Алексием Грачевым. Когда батюшка заболел, они привезли его в Лавру и соборовали там. Потом началась Божественная Литургия. И в этом безупречном служении, красивых Лаврских песнопениях мы слышали возгласы человека, который напрямую обращался к Богу».

«В чём феномен Алексина, — размышляет духовная дочь батюшки Ольга Крашенинникова, когда приезжали люди невоцерковлённные, даже далёкие от церкви: врачи, художники, рок-музыканты, поэты-концептуалисты, писатели, научные работники, рафинированные интеллигенты, просто из любопытства, посмотреть, — а в итоге оставались и надолго?  Думаю, дело в личности отца Василия: не было в нём ни тени гордости, самолюбования, претензии на некую особую духовность, старчество, стремления играть какую-то роль в жизни обратившегося к нему. Он был очень скромен, прост и  естественен, но доброта его и любовь, как магнит, притягивали к нему.  Лишённые в жизни внимания и сочувствия, как к солнышку, тянулись к батюшке, находили у него утешение и понимание, каялись в грехах, начинали новую, воцерковлённую и осмысленную, жизнь. Кто-то из наших заметил, отец Василий любит всякого так, что тот уверен: меня любят больше других.  Батюшка в каждом ценил его непохожесть,  особенность, «чудинку». Характерным его словечком было «очень симпатичный человек». Он никого не осуждал, всех оправдывал, в любом видел и ценил талант. Вот почему в Алексине, в атмосфере любви, доброжелательности и взаимопомощи, раскрылись столькие дарования: выросли свои регенты и певчие, иконописцы, знатоки устава, писатели и учёные, воспиталось столько будущих батюшек. Здесь опытно постигались основы приходской жизни, возникло братство, объединённое вокруг одного духовного отца. То, что было забыто и вытравлено из русского народа, сознания за время советской власти,  — всё это возвратилось вновь!»

Марина Николаевна Ильичева:  » Ты входишь в храм, и он почти пустой, только несколько бабушек, пришедших за семь километров из Дорохово, а с клироса буквально вываливаются молодые парни… Это было совершенно удивительно! Порой сказанная батюшкой небольшая фраза поворачивала тебя в нужную сторону, надо было ее только услышать. Иногда отец Василий в простых словах говорил о нашем будущем, и мы сомневались, думая, что так точно уже не будет. Но по истечении времени слова отца Василия сбывались со всей непреложностью. Действительно, эти продолжительные богослужения настолько захватывали, что, когда они заканчивались… Ну, не знаешь куда деваться, что делать… К величайшему нашему сожалению, тяжелая болезнь отца Василия стала отбирать у него физические силы. Многочисленные медицинские вмешательства не приносили желаемых результатов. Болезнь прогрессировала. Мы усердно молились за батюшку, но, увы, 24 февраля 1996 года, в праздник Всех преподобных отцов в подвиге просиявших, накануне начала Великого поста, протоиерей Василий Владышевский преставился ко Господу.  «

Ольга Трунина: «Всенощные, на которые мы впоследствии стали постоянно приезжать, – это то ощущение, которого больше никогда и нигде не было: в пустом храме, во свете нескольких лампад, все, кто есть в храме, участвуют в богослужении.»

 

Татиана Николаевна Ильичева: «В день отпевания, первый день Великого поста, храм был набит битком. Но ощущения смерти не было, было ощущение Пасхального торжества. Хотелось плакать, но в тоже время было чувство истинной радости. До сих пор в памяти остались слова батюшки, когда он уже сильно болел, что Великим постом мы еще обязательно помолимся.»



Протоиерей Василий Владышевский всего себя отдал служению Богу. Жизнь его была непроста, она шла в русле развития церкви и  вообще жизни всей страны, его коснулись  война, разруха, восстановление страны, хрущевские гонения, он был участником духовного возрождения и строителем церковной жизни конца прошлого века. Господь помогал ему в те нелегкие времена. Проходят годы, все дальше и дальше мы отделяемся от даты смерти отца Василия, но воспоминания о батюшке, пример его жизни во Христе Иисусе Господе нашем, вдохновляют нас к осознанию полноты истины Святой Православной Церкви, учит нас служить Церкви Христовой так, как служил ей до последнего дня своей земной жизни настоятель Покровской церкви села Алексино протоиерей Василий Владышевский.

Вечная и светлая память дорогому отцу Василию!