Николай Васильевич Виноградский
(1873 — 1937), протоиерей
Память 2 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовскихновомучеников
Родился 3 сентября1873 г. в Москве в семье священника Василия Ильича Виноградского, клирика церкви Троицкой в Зубове.
После окончания Волоколамского духовного училища поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1894 г.
С 1895 г. работал учителем в церковноприходской школе Преображенского храма на Песках в Каретном ряду в Москве.
Женился, жену звали Надежда Алексеевна, детей не было.
В 1897 г. был рукоположен восвященника и направлен в Крестовоздвиженский храм села КрестовоздвиженскоеКлинского уезда Московской губернии.
С 1899 по 1901 год служил в городе Москве, с1901 по 1918 год — в селе Рюховское Волоколамского уезда.
После революции о. Николай сменил много приходов, так как храмы стали закрываться один за другим, и нужно было иметь огромное терпение и упование на Бога, чтобы в этих условиях не сложить с себя священный сан, не отказаться от Бога, а продолжать служить на все новых и новых приходах. В1918 г. его направили в город Волоколамск, в 1924 г. перевели в село Егорье Волоколамского района, затем в 1929 г. — в село Лихачёво (Лехачёво) Московского района, в 1931 г. — в село Федоскино Дмитровского района. В двадцатые годы он был лишен избирательных прав как священнослужитель.
В мае 1937 г. был переведен на последнее место своего служения — в село Михайловское Рузского района Московской области, где стал настоятелем храма в честь Архангела Михаила. К этому времени за ревностное служение Церкви отец Николай уже был награжден саном протоиерея.
В Михайловском храме протоиерей Николай прослужил недолго – всего пять месяцев.
В ноябре 1937 г. он был арестован.
Овдовел. В неотправленном письме от 27 октября 1937 г. он писал: «… живу теперь я один … вот так по-монашески с Богом».Отец Николай являл собою образец нестяжательного пастыря — у него никогда не было никакого имущества. И на последнем месте своего служения он жил в приходском доме. В том же письме он с теплом и уважением пишет об отношениях с новой паствой: «… приходской церковный совет очень заботится обо мне».
Из протоколов допросов свидетелей также ясно видно, что самоотверженное служение отца Николая привлекало в храм много людей. За короткое время новому настоятелю удалось завоевать любовь и уважение прихожан, что особенно раздражало власти.Один из свидетелей показал: «Виноградский… в дни религиозных праздников созывает в церкви многолюдные собрания верующих, задерживая последних по целым дням и тем самым срывая полевые работы». Попробуй-ка сейчас зазови деревенских жителей в храм, даже и не во время уборочной. А тогда, в 1937-м еще крепка была вера в народе, сильны православные традиции, и, несмотря на гонения, народ тянулся к Церкви и к о. Николаю.
Практически все протоколы допросов репрессированных в 1937-м году написаны как под копирку: агитация против колхозов, срыв всех мероприятий партии и правительства, выступления против дискриминации верующих, что тоже считалось антисоветской агитацией. Однако, наверное, самой большой виной перед Советской властью являлось именно служение Богу и Церкви. Попы объявлялись классово чуждым элементом и подлежали уничтожению. Им не было места в «светлом царстве социализма».
О.Николай (со слов свидетелей обвинения) говорил: «Люди забыли Бога, и Бог дал людям ту власть, какую они заслуживают. Что-то изменить в этом мире можно только покаянием. Вы не захотели быть рабами Божиими, стали рабами Советской власти, которая обирает вас через колхозы. «Бодрствуйте и молитеся, да не внидите в напасть.(Мф.14,38)».
На допросе следователь требовал назвать людей, с которыми отец Николай поддерживал тесные связи. Понимая, что это может иметь самые трагические последствия, отец Николай ответил: «… связи я ни с кем не поддерживаю». Обвинение в контрреволюционной деятельности он не признал.
Решением Тройки НКВД от 5 декабря 1937 г. за «контрреволюционную агитацию» был приговорен к расстрелу. Расстрелян15 декабря1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. Погребен в безвестной общей могиле. «Порази пастыря, и рассеются овцы стада (Зах.13,7)».
Использованные материалы
БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ…u**
Новомученики Рузского района. Московские епархиальные ведомости №1-2, 2004.
http://www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2004_1_2/11.htm
Рузское благочиние. Новомученики и исповедники. Протоиерей Николай Некрасов http://orthodoxruza.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47:nik1&catid=6:ispovedniki&Itemid=9
Составитель священник Олег Митров «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Декабрь» Тверь, 2004 год, стр. 17-19.
http://www.fond.ru/userfiles/person/1411/1295781337.pdf
Списки духовенства Волоколамского района XIX-XX вв.http://genusnostrum.narod.ru/clergy.htm
Семейный архив правнука, иеромонаха Сергия (Виноградского)