Экскурсии и паломнические поездки

1 Июля 2023 года учащиеся вокресной школы при  Покровском храме д.Алексино   с   родителями и  прихожане храма по благословению настоятеля  протоиерея Вадима Владышевского и под руководством  преподавателя воскресной школы Гостевой Олеси Николаевны  совершили паломническую поездку по маршруту Оптина Пустынь (Введенский ставропигиальный мужской монастырь) –Шамордино (Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь).

Ребята из воскресной школы давно мечтали об этой поездке. Олеся Николаевна много  рассказывала на занятиях об истории Оптиной Пустыни и становлении старчества на Руси.

Оптина пустынь — это уникальный монастырь Русской православной церкви, который расположен вблизи города Козельска Калужской области. С ним связаны эпизоды из жизни многих  выдающихся русских писателей ,философов, мыслителей.

30 октября 2022г.Каждый год ,30 октября,наши прихожане участвуют в Акции «Голос памяти» в Мемориальном комплексе на Бутовском полигоне.В 30-х годах прошлого века в нашем храме служил протоиерей Константин Некрасов,принявший мученическую кончину 15 декабря 1937 года на полигоне в Бутово.Его имя среди прочих новомучеников Бутовских увековечено на гранитных плитах комплекса.Каждый год в этот день сюда приезжают тысячи людей,чтобы почтить память своих родных,близких,друзей,расстрелянных в этом страшном месте.Только по подтвержденным документам было расстреляно свыше двадцати тысяч человек.Вечная память!

22 июля,по благословению настоятеля нашего храма протоиерея Вадима Владышевского группа прихожан совершила поездку в Успенский Колоцкий монастырь на празднование Колочской иконы Божией Матери. Один из старейших монастырей Подмосковья  был основан в 1413 г. благоверным князем Андреем Дмитриевичем Можайским, сыном Димитрия Донского, на месте явления Чудотворной иконы Божией Матери Колочской.

Ежегодно 22 июля, в день празднования Колочской иконы Божией Матери, после совершения Божественной Литургии совершается крестный ход на Святой источник – место явления чудотворной иконы. По преданию, он забил из-под корней того самого дерева, на котором явилась Чудотворная Икона. Дерево просуществовало до революционных лихолетий — его срубили богоборцы, чтобы уничтожить даже память о величайшем чуде. Надкладезная часовня была разрушена, сам источник тоже не раз пытались закопать, но этого сделать не удалось. В настоящее время над источником возведена деревянная надкладезная часовня.

Максимально масштабным Великорецкий крестный ход был в 2017 году, тогда на р.Великую отправились 75 тысяч человек, а Божественную Литургию на реке возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этом,2022 году,23 тысячи верующих отправились в Великорецкий крестный ход .

5 июня,в воскресенье утром, участники Великорецкого крестного хода пришли в село Горохово, к Казанском храму. Этот храм -излюбленное место православных паломников. Ведь каждый год он служит местом отдыха для участников Великорецкого крестного хода на третий день их пути. У входа в село Великорецкое развернулась полевая кухня, где паломникам предлагали кашу с тушенкой, бутерброды, чай.

Возле храма протекает святой источник, на берегу которого построены мужская и женская купели.

У возрождающегося храма в честь Казанской иконы Божией Матери удивительная и при этом трагичная история, которая неразрывно связана с историей села.

Село Горохово, старое название которого Гороховское (Шишкинской волости Орловского уезда Вятской губернии) основано 17 июня 1702 года. По одним сведениям, событие это было связано с постройкой Трехсвятительской церкви, построенной в начале XVIII века, также краеведами упоминается еще ранее – в 1580-1660 годах – находящаяся здесь деревянная часовня.

В марте 1817 года дана была храмозданная грамота на построение в Горохове новой каменной церкви во имя Казанской Божьей Матери. Так, в 1845 году взамен холодной деревянной церкви в Горохово была построена каменная. В XIX веке вокруг села еще было множество деревень больших и маленьких

В первой половине XX века наступили страшные богоборческие времена, в 1937 году церковь закрыли. Из Сыктывкара приехали большевики, сняли кресты с куполов, иконы сожгли в печке и начали строить школу. В 60-х годах потребовался кирпич для строительства в соседней д.Маракулевщина фермы, решили взорвать церковь. Но так как при подрыве всего храма неизбежно пострадала бы школа, подорвали только дальнюю стену трапезной, а ближнюю к школе стену обрушили и разобрали «вручную». Здесь же на одной из стен храма, при взрыве, проявилось изображение Казанской иконы Божьей матери…

Очевидцы утверждали, что стены колокольни и холодного храма (более ранней кладки) не поддавались даже отбойным молоткам. Колокольню пытались свалить тракторами. Обвязывали звонницу тросами и цепляли за гусеничные трактора. Колокольня раскачивалась из стороны в сторону, но так и не упала. После этого затею о разборке оставили и устроили в храме склад удобрений. Местные говорят: мужик, который скидывал кресты вскоре погиб, а школа сгорела. Последние жители покинули село в конце 1970-х годов. Не стало и соседней Маракулевщины.

Вечером 5 июня паломники крестного хода достигли села Великорецкое, Подворья Свято-Успенского Трифонова монастыря, где  прошла торжественная встреча чтимой иконы святителя Николая Чудотворца. Навстречу паломникам выдвинулся малый крестный ход, который возглавил наместник Великорецкого подворья Трифонова монастыря архимандрит Феодор. У Никольского собора был совершен торжественный молебен святителю Николаю Чудотворцу. Его возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. А после состоялось всенощное бдение. Утром 6 июня 2022 года на берегу реки Великой состоялись праздничные богослужения, посвященные обретению чудотворного Великорецкого образа святителя Николая.

Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна возглавил служение Божественной литургии. Архиереям сослужило духовенство Вятской Митрополии. 7 июня паломники отправились в обратный путь. Завершится Великорецкий крестный ход  8 июня вечером .

Начался Всероссийский Великорецкий крестный ход, в котором по благословению настоятеля  Покровского храма д.Алексино протоиерея Вадима Владышевского приняли прихожане нашего храма -Владислав и Елена Калоевы.

Крупнейший в стране Великорецкий крестный ход проходит каждый год с 3 по 8 июня. Его уже больше 600 лет  проводят в честь Святителя  Николая Чудотворца, поэтому во главе хода несут его чудотворную икону, с которой связано множество историй об исцелении и вообще о помощи святого.

Ради чего или кого идти в крестный ход? Ради Бога, святителя Николая и ближних. Тех, кто просил о них помолиться. Тех, кто, по каким-то причинам, не может в него пойти. Тех, кто идет рядом, и кому нужна твоя помощь. И где-то, в самом конце, ради самого себя. И точно не надо идти просто за компанию, или для того ,чтобы потом гордиться.

Маршрут крестного хода: г. Киров, Трифонов монастырь (там нынче хранится икона Николая Чудотворца; увы, это не оригинал — он был утрачен во время гонений на Церковь, но это точный список с иконы, сделанный в 17 веке) — село Великорецкое — г. Киров. Протяженность всего пути — 150 км (90 км из города Кирова до села Великорецкого и 60 км обратно).

По окончании богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом.

Главные торжества Великорецкого крестного хода состоятся 6 июня на берегу реки Великой — месте явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Мы желаем Владиславу и Елене помощи Божией на этом непростом пути. Помолитесь о нас, грешных!

 

Паломничество в Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь.

12 июля 2019 года наши прихожане,семья Калоевых,совершила пешее паломничество из Дорохово в Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь.Восемь часов пути!!

Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности.

Преподобный Ферапонт родился около 1337 года в Волоке Ламском от благочестивых родителей, бояр Поскочиных, и в крещении получил имя Феодор. Стремясь избежать суеты мира сего, он уже в зрелом возрасте пришел в московский Симонов монастырь. Настоятель монастыря святой Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, в будущем архиепископ Ростовский († 1394; память – 28 ноября / 11 декабря), благословил постричь его с именем Ферапонт без прохождения предварительного искуса. Произошло это около 1385 года. Преподобному Ферапонту по делам монастырским  приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему. После долгих странствий по Белозерским пределам подвижники нашли место, указанное в чудесном видении преподобному Кириллу Пресвятой Богородицей. Здесь они водрузили крест и, воспевши хвалу Богоматери, вырыли себе землянку для жилья. Это было в 1397 году, который и считается годом основания Кирилло-Белозерского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Через год преподобный Ферапонт, удалившись на пятнадцать верст от Кирилловой обители, поселился совсем уединенно на красивейшем месте – среди озер Паского и Бородавского, «между которыми полет стрелы или чуть больше». Десять лет провел он в посте и молитве в суровом северном краю и так преуспел в монашеском делании, что слава о старце-подвижнике дошла до владетельного князя Белозерской земли – Андрея Дмитриевича Можайского. Князь с любовью умолял преподобного создать близ его города обитель для спасения иноков. Святой  повиновался со словами: «Воля Господня да будет», и вскоре над заливными лугами на берегу реки Москвы нашел место, «весьма пригодное для строительства обители и красивое само по себе». Рождеству Пресвятой Богородицы посвятил преподобный Ферапонт и этот монастырь

Князь Андрей Дмитриевич на благословленном преподобным Ферапонтом месте начал строительство каменного собора в честь Рождества Божией Матери. Восемнадцать лет настоятельствовал преподобный Ферапонт в Можайске. На девяностом году жизни, в 1426 году от Рождества Христова, он отошел ко Господу. Оплакиваемый князем и его семейством святой старец с почестями был погребен в Лужецком монастыре, у северной стены соборного храма. Шестью годами позже, 2 июня (15 июня по новому стилю) 1432 года, скончался и князь Андрей Дмитриевич, завещав сыновьям своим «пещися о монастырях Белозерских и о Можайском Лужецком».

Будучи довольно крепким и основательным, монастырь встретил XVII век, начало которого мы называем Смутным временем. Обитель была опустошена, население в подмонастырских слободках побито, все церкви разрушены до такой степени, что даже спустя десятилетие после литовского разорения Богослужение можно было совершать только в Рождественском соборе. Архимандрит Моисей и еще 29 человек из братии монастыря скончались в моровое поветрие 1655 года.

Постепенно благодаря пожертвованиям различных лиц в Ферапонтов Лужецкий монастырь возвращалось благолепие. В его архитектурном ансамбле появился надвратный храм Преображения Господня; он упоминается впервые в 1627 году. Был выстроен каменный двухэтажный келейный корпус. И наконец, в 1692 году монастырь украсился шатровой четырехъярусной колокольней.

По царскому повелению в первом году XVIII века на военные надобности было сдано из Лужецкого монастыря пятьдесят пудов колокольной меди.

В привычных монастырских трудах прошло первое десятилетие XIX века. В декабре 1811 года был «возобновлен живописью и устройством иконостас преподобного Ферапонта». Но вот грянула гроза двенадцатого года.Конечно же, монастырю, расположенному у Смоленского тракта, по которому к Москве двигалась разноязыкая армия Наполеона Бонапарта, невозможно было оказаться не затронутым бедствиями военного времени. При приближении неприятеля к Можайску с 18 августа город и Лужецкий монастырь были объявлены в осадном положении. 20 августа из Лужецкого монастыря было внесено две тысячи рублей серебряной и медной монетой и ассигнациями на пользу раненых воинов русских, за что по приказанию главнокомандующего Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова братии была объявлена «совершенная признательность». Тогда же был выписан «Открытый лист» на свободный проезд братии по российским губерниям.

25 августа 1812 года, за день до генерального сражения Отечественной войны под Бородиным, лужецкие монахи с сокровищами ризницы отправились из Можайска в Ярославль, где и пробыли в Толгском монастыре по конец октября. В их родной обители тем временем располагался штаб вестфальского корпуса генерала Жюно. Обитель преподобного Ферапонта и в этот раз не исчезла с лица земли, но братия, вернувшись 10 ноября из Ярославля, застали ее в плачевном состоянии. Только в ограде монастыря проломано было двести двадцать отверстий для пушек.

Братии монастыря во главе с отцом Иоасафом в течение пяти лет удалось привести в порядок разоренный завоевателями монастырь. Уже 19 ноября 1812 года было получено разрешение на полное освящение трапезной Введенской церкви. Соборный храм вновь освятили в конце июня 1815 года. Храм Преображения Господня возобновили в 1817 году.

Четыре вспышки холеры были засвидетельствованы в Можайске в 1830–1870 годах. Молитвами, в том числе и лужецкой братии, эта страшная болезнь отступала. В 1871 году при появлении первых холерных случаев из Колоцкого Успенского монастыря (в пятнадцати верстах от Можайска) была поднята и принесена в город и в Лужецкий монастырь чудотворная икона Колоцкой Божией Матери. Эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась.

В том же году в храме преподобного Ферапонта был освящен придел в честь местной святыни – иконы, изображающей честную главу Иоанна Предтечи на блюде, чудом сохранившейся после разорения монастыря французами в 1812 году. Икона была глубоко изрублена топором, лик же Предтечи и Крестителя Господня остался нетронутым.

Также почитался в монастыре как чудотворный деревянный запрестольный крест с резным распятием, сохранившийся неповрежденным во время учиненного французами пожара в алтаре соборной церкви, в котором сгорели престол и жертвенник, а также запрестольная икона Богоматери. Увы, эти святыни не сохранились до наших дней.

Юбилейные торжества в 1908 году в Лужецком монастыре продолжались три дня. Главное празднество состоялось 27 мая (по старому стилю). По окончании Божественной литургии духовенство и все прибывшие в монастырь торжественным крестным ходом обошли вокруг монастыря, а затем по монастырской традиции богомольцы получили угощение – хлеб и квас.

Прошло всего девять лет после юбилея Ферапонтовой обители. Грянул октябрьский переворот, и в умах многих можайских обывателей произошла чудовищная перемена. Монастырю, выдержавшему на протяжении пяти веков нашествия иноплеменных, глады и моры, пришлось столкнуться с самым страшным и продолжительным испытанием. На древнюю обитель ополчились не иноземцы, а люди, годами жившие вблизи ее старых стен и вдруг сделавшиеся рьяными борцами с «проклятым прошлым».

С 1918 года большую часть территории и монастырских помещений уже занимали  красноармейцы (караульная рота). 3 января 1919 года был подписан договор между группой граждан города Можайска и окрестных сел, с одной стороны, и Можайским Советом рабочих и крестьянских депутатов – с другой о передаче в бесплатное бессрочное пользование находящихся в Лужецком монастыре храмов и богослужебного имущества .

Кроме того, начиная с 1925 года, монастырь стали посещать комиссии, с тем, чтобы решить судьбу его имущества. Перед Главнаукой было возбуждено ходатайство о передаче экспонатов ризницы Лужецкого монастыря музею местного края.

Годом окончательного закрытия монастыря, или годом прекращения Богослужений в монастыре, пожалуй, следует считать 1929-й. Согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов от 11 ноября 1929 года «вследствие острой нужды у воинской части в помещении для столовой и клуба» решено «церковь бывшего Лужецкого монастыря закрыть и здание ее передать под устройство столовой и клуба воинской части». Монахи оставались в монастыре, пока это было возможно, а после изгнания селились в близлежащих деревнях.

То, что произошло в Можайске 9 июня 1931 года, в день памяти преподобного Ферапонта, иначе как апофеозом гонений на монашествующих не назовешь. В этот день было закончено следствие и составлено обвинительное заключение по делу бывшего наместника Лужецкого монастыря архимандрита Гурия (Мишанова), обвинявшегося в том, что он возглавил «антисоветскую группировку монашенок» в городе Можайске «и руководил антисоветской деятельностью… выразившейся в систематической антисоветской агитации и срыве политических и общественных мероприятий советской власти в деревне». Вместе с архимандритом Гурием по статье 58-10 УК РСФСР были осуждены 24 монахини Спасо-Бородинского и Верейского Сергиево-Дубровского монастырей, а также священник села Пушкино иерей Николай Страхов. Осужденные были приговорены к различным срокам заключения, некоторые – к высылке в Казахстан. Дальнейшая судьба священнослужителей и большинства монахинь неизвестна.

Архимандрит Гурий принял монашеский постриг в Ферапонтовой обители в 1912 году, был певчим, затем ризничим, а с 1928 года – наместником настоятеля монастыря. Он известен как автор последнего изданного до революции жития преподобного Ферапонта. На нем была прервана череда архимандритов Лужецкого монастыря, идущая от его первоначальника, преподобного Ферапонта.

В начале 30-х годов XX века в монастыре размещалась школа детского закрытого учреждения НКВД, или попросту колония для беспризорных. В 1935 году Можайским райисполкомом решено было передать «совершенно пустующий бывший Лужецкий монастырь под пионерский лагерь и детский сад» заводу № 1 им. «Авиахима». Однако Президиум Мособлсовета оставил монастырь «за органами НКВД». Кончилось все тем, что в храмах монастыря, и в церкви преподобного Ферапонта в том числе, разместилась фурнитурная фабрика; на месте некрополя расположились складские помещения, фабричные гаражи со смотровыми ямами.

Со временем здание церкви преподобного Ферапонта, где под спудом покоились его святые мощи, оказалось так обезображено, что в институте «Роспроектреставрация», обратившем в 60-х годах внимание на Лужецкий монастырь, посчитали невозможным восстановить храм в прежнем виде, и потому было решено разобрать его полуразвалившиеся стены. Рождественский собор, Введенскую и Преображенскую церкви, колокольню, ограду с башнями реставраторы ценой немалых усилий привели в порядок. Но без возрождения молитвенной жизни в монастыре процесс разрушения храмов лишь приостановился на некоторое время. Территория монастыря зарастала бурьяном, фундамент Ферапонтова храма, а с ним и место погребения преподобного оказались под слоем строительного мусора, перемешанного с землей, и под тем же бурьяном.

Но вот пришло время для возрождения древней обители. Лужецкий монастырь был передан Русской Православной Церкви в 1994 году. 23 октября 1994 года в помещении трапезной церкви Введения Богородицы во храм состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

После возвращения монастыря на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, и вокруг него зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер.  В 1997 году при открытии фундамента Ферапонтова храма обнаружили место, где прежде находилась гробница над могилой преподобного. 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось обретение мощей преподобного Ферапонта.

В официальный документ по понятным причинам не могло войти описание явлений и событий, сопровождавших обретение, которые христианской душе трудно объяснить случайным совпадением. Все время работ непрерывно читались канон с акафистом преподобному Ферапонту и Псалтирь,и совсем скоро святые мощи были обретены. Владыкой Григорием Можайским они были подняты и перенесены в соборный храм.

В то время богослужения совершались в единственном освященном монастырском храме – надвратной церкви Преображения Господня. Именно здесь и покоились после обретения святые мощи преподобного Ферапонта. «Радуйся, верный хранителю обители, в ней же почивает тело твое; радуйся избавляяй обитель сию от разрушения», – поется в акафисте преподобному Ферапонту. Лужецкая обитель, молитвами преподобного Ферапонта сохраненная от многих бед и напастей, от полного разрушения, получив зримое благословение своего основателя в обретении его святых мощей, начала возрождаться.

9 июня 1999 года состоялось торжественное празднование памяти преподобного Ферапонта и обретения его святых мощей.

Экскурсия в Оптину Пустынь

11 июля 2019 года прихожане Покровского храма д.Алексино совершили паломническую поездку в Оптину пустынь.
  Оптина пустынь – обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру.
  Оптина пустынь – ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, но ,к сожалению. не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Существуют несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый,   который поддерживал монашество, или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав “малобратным монастырем”. Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви.

3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Экскурсии : в Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь и в военно-патриотический  парк культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ  «Патриот» 

2 мая 2019 года прихожане Покровского храма деревни Алексино,учащиеся воскресной школы при храме и их  родители под руководством катехизатора храма Романенковой Н.В. совершили две экскурсии : в Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь и в военно-патриотический  парк культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ  «Патриот» .Поездка началась с посещения Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова Пустынь . Сестры обители провели очень интересную экскурсию по территории и  храмам монастыря,рассказали историю возникновения Зосимовой Пустыни  и житие основателя обители-преподобного Зосимы (Верховского) .

По сохранившимся в архивах соседней с монастырем церкви села Руднево сведениям, устройству монастыря предшествовало некоторое чудесное знамение, названное впоследствии исследователями небесным благословением на устройство обители: “С давних пор в соседнем казенном селении Рыжкове (сейчас – Кузнецово) в часовне находилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, которую во время нашествия французов в 1812 году крестьяне скрывали в чаще леса, на том самом месте, где теперь устроилась пустынная обитель, и по очереди сторожили ее. Однажды какой-то седенький старичок, проходя мимо, сказал им: «Матерь Божия прославит здесь имя Свое!» Его появление очень удивило крестьян-сторожей иконы, так как они знали, что это место было непроходимое, лесное, болотистое, не имеющее никакой не только дороги, но и тропинки’.

Спустя несколько лет, среди лесов и болот, на землях, принадлежащих М.С. Бахметевой, несколько женщин под руководством преподобного Зосимы (Верховского) положили основание новой славной иноческой обители. Господь  и Пречистая Богородица слышали молитвы пустынниц. Стадо пасомых преумножалось. Прежде  глухая лесная чащоба превратилась в территорию, украшенную замечательными храмами Божиими.

Насельницы обители в своей духовной жизни пользовались советами богомудрых отцов. Особое попечение о новой обители имели святитель Филарет (Дроздов) ,лично составивший Устав для монашествующих обители и освящавший Троицкий храм; преподобные Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой Лавры и Антоний (Путилов)-прославленный оптинский старец. С полным правом можно сказать, что великий будущий утешитель русской земли преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита, делал в Зосимовой пустыни первые шаги на пути иноческого доброделания.  Тесными духовными узами связана с обителью известная подвижница Бородинского монастыря схимонахиня Сарра.

Двадцатый век принес в жизнь славной обители не только разрушения от богоборцев, но и целый собор прославленных новомучеников, в настоящее время возносящих у Престола Божьего свои молитвы за всех, любящих святую обитель.

В настоящее время монастырь активно возрождается. Отстроен Троицкий храм с престолами преподобного Зосимы Соловецкого и священномученика Симеона Персидского, а также преподобной Марии Египетской. Надвратный храм обители освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Монастырь хранит ряд замечательных святынь: чтимые Смоленскую и Казанскую иконы Божией Матери, мощевики с частицам Креста Господня, святых апостолов, святителей, мучеников; отдельный ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых.

Особо почитаем в обители святой мученик Трифон. Еженедельно по средам читается акафист этому святому.

Много случаев помощи и исцелений зафиксировано по молитвам к основателю обители, преподобному Зосиме, мощи которого до революции хранились в монастыре. Недалеко расположен вырытый преподобным Отчин колодец, вода из которого почиталась целебною уже в первые годы после кончины старца. Сестры обители совершают ежедневное чтение  канона преподобному Зосиме, с поминовением о здравии всех нуждающихся, читают Псалтирь.

После экскурсии , прихожане Покровского храма были приглашены настоятельницей монастыря игуменией Фаиной(Кулешовой) на  трапезу ,где учащиеся воскресной школы поздравили всех сестер обители с Пасхой Христовой и дали небольшой концерт.

Завершилась поездка посещением военно-патриотического  парка культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ  «Патриот», а точнее- одного из его филиалов -«Центрального музея бронетанкового вооружения и техники», в котором представлено по многим параметрам лучшее  собрание бронетанковой техники в мире. Эта экскурсия явилась открытым уроком патриотического воспитания учащихся воскресной школы при Покровском храме  в преддверии  празднования Дня Победы 9 мая.

  Экскурсия была очень познавательной. И взрослым ,и детям было  интересно своими глазами увидеть вооружение и технику из 14 стран мира, среди которых такие как танк Т-35, ракетный танк, САУ-100У, танк Pz-VIII «Маус», мортиру «Карл», участвовавшую в штурме Брестской крепости в 1941 г и подавлении Варшавского восстания 1944 г., услышать об истории отечественного танкостроения, о знаменитых конструкторах, о сражениях Великой отечественной войны и роли бронетанковой техники, об уникальных зарубежных машина; ознакомиться с грозной техникой СССР и Германии периода Второй мировой войны-легендарными «тридцатьчетверками», тяжелыми ИС-2, «Пантера», мортирой «Карл», самым тяжелым танком в мире «Маус» и с коллекцией бронемашин союзников. В этом музее хранятся уникальные экземпляры оригинальных танков и бронетехники, на которых лучшие испытатели и конструкторы танков применяли и испытывали новейшие средства вооружения и конструкции, чем, безусловно, внесли огромный вклад в развитие мирового танкостроения.

Экскурсия по маршруту  Серпуховской  Владычний женский монастырь-Серпуховской  Высоцкий мужской монастырь-Приокско-Террасный заповедник.

29 сентября 2018 года прихожане Покровского храма д.Алексино,ученики воскресной школы и их родители совершили паломническую поездку по маршруту  Серпуховской  Владычний женский монастырь-Серпуховской  Высоцкий мужской монастырь-Приокско-Террасный заповедник.

Поездка началась с Серпуховского Владычного женского монастыря, основанного в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «НеупиваемаяЧаша».

5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову), возведенную в сан игумении 4 декабря 1998 года.

Паломники узнали историю воссоздания  Введенского собора,побывали в деревянной часовне, такназываемых  сенях, над местом упокоения преподобного  Варлаама Серпуховского..В обители множество старинных икон, многие из которых мироточат. Одной из них является чудотворная икона «Неупиваемая чаша»,перед которой молятся об избавлении от пагубной страсти винопития.

После Владычнего монастыря прихожане  заехали в Приокско-Террасный заповедник, расположенный на берегах Оки. Понаблюдали за жизнью редких животных: европейского зу бра и американского бизона, которые занесены в Красную книгу.
В заключение поездки паломники  посетили Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, основанный по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым.

Экскурсия по маршруту Покровский Хотьков ставропигиальный женский  монастырь-Свято-Троицкая Сергиева Лавра-Гефсиманский Черниговский скит.

21 августа 2018 года прихожане Покровского храма деревни Алексино под руководством катехизатора прихода Романенковой Надежды Васильевны совершили паломническую поездку по маршруту Покровский Хотьков ставропигиальный женский  монастырь-Свято-Троицкая Сергиева Лавра-Гефсиманский Черниговский скит. Паломники посетили  Покровский собор Хотькова монастыря ,где покоятся мощи  преподобных Кирилла и Марии ,родителей преподобного Сергия Радонежского:в Лавре приложились к мощам прп.Сергия.съездили в Гефсиманский Черниговский скит,являющийся подворьем Троице-Сергиевой Лавры.

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

Точная дата основания Покровского Хотькова монастыря не известна, впервые он упоминается в 1308 году. Первоначально это была обитель для старцев и стариц. В 1330-х годах здесь приняли монашеский постриг родители преподобного Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В 1337 году они мирно почили и были похоронены в Покровском храме. К святым мощам преподобных Кирилла и Марии притекает множество верующих, надеясь на их помощь и молитвенное предстательство пред Господом.

Долгое время монастырь был бедным. В 1506 году обители, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание. Между 1506 и 1544 годами монастырь стал женским, и в 1544 году Иван Грозный передал его в управление Троице-Сергиевому монастырю. В 1580 году была построена деревянная Никольская церковь. В 1644—1648 годах на средства стольника Василия Янова Покровский храм был отстроен в камне, став первым каменным строением на территории монастыря.

В XVI—XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 году Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживали, помимо 41 монахини, 74 белицы. К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.

Монастырь долгое время был особножительным, то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. С 1840 по 1871 год происходил постепенный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря). К 1913 году при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1922 году монастырь был закрыт, и только в 1989 году Русской Православной Церкви был передан Покровский собор.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1816 году в период управления монастырем игумении Евпраксии (Коротаевой). К этому времени число насельниц монастыря умножилось до двухсот восьмидесяти человек, вследствие чего возникла необходимость в постройке нового более вместительного Покровского храма на месте прежнего. Строительство началось, по благословению митрополита Платона (Левшина), в 1811 году и производилось на средства монастыря. Работы выполняла артель каменщиков под руководством крестьянина подмосковного села Мячкова Алексея Крюкова. По договору с монастырем в 1811 году Крюков разобрал «старую Покровскую каменную церковь с алтарями и с старою трапезою сверху до низу всю кроме крепких мест во внутренних стенах». Крепкие фрагменты стен старого собора XVII века были включены в состав кладки нового. Но строительные работы по возведению нового прервались Отечественной войной 1812 года, когда угроза быстрого приближения неприятельских войск к Москве вынудила многих покинуть родные места. Осенью 1812 года отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря. После войны строительство было продолжено. Кладку стен и сводов проводила уже другая артель – владимирских каменщиков из села Всеславского во главе с крестьянином Яковом Тимофеевым. Окончательная отделка и роспись храма закончена в 1816 году. Девятого июля того же года было совершено освящение его архиепископом Московским Августином (Виноградским).

Эта церковь, представляющая главный собор монастыря, поскольку здесь всегда покоились мощи преподобных Кирилла и Марии, имела три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия Радонежского справа и святителя Алексея, митрополита Московского слева. Автором проекта Покровского собора выступил двадцатишестилетний архитектор Иван Тимофеевич Таманский, выходец из крещеных крымских татар, ученик знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова.

После Святых ворот с Предтеченским храмом (построенным в 1799 году) Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Стены новопостроенного храма украшала живопись. Деревянный иконостас столярной работы был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. В нижнем ярусе иконостаса помещалась почитаемая в обители и округе икона Толгской Богоматери, украшенная золотом, серебром, жемчугом и четырьмя алмазными запонами (утрачена) – дар государыни царицы Параскевы Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. В приделе святителя Алексия у Царских врат помещалась Смоленская икона Богоматери, также ранее принадлежавшая царице Параскеве Феодоровне.

Величественные своды нового Покровского собора осеняли гробницу преподобных Кирилла и Марии, находившуюся, как и в старом храме, с правой стороны под деревянной резной позолоченной сенью. Надгробия были украшены иконописными изображениями Преподобных в схимах во весь рост в серебряных чеканных ризах, а в головах – троичные образа, также в чеканных серебряных ризах. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: «Лета 6845 (1337) преставился раб Божий инок Кирилл, отец преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца. – Лета 6845 преставися раба Божия инока Мария, мать преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца». При гробнице Кирилла и Марии для богомольцев постоянно служились панихиды. А перед гробницей помещалась чтимая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери в серебряном окладе с жемчужным убрусом и короной с драгоценными камнями (утрачена). Эта икона вместе с мощами святых Кирилла и Марии прославилась чудесным избавлением обители от холерных эпидемий. Возле гробниц преподобных Кирилла и Марии находилась старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы. Много и других драгоценных святынь, икон, крестов с частицами мощей святых угодников Божиих хранилось в богато украшенном Покровском храме.

В 1930-х гг. Покровский собор был отдан под склад. В 1940-м было перестроено внутреннее пространство – разделено на два этажа. До 1985 года в храме располагалась Хотьковская промышленная артель, изготовлявшая изделия из пластмассы и стекляруса. В 1985 году в соборе случился сильный пожар, который нарушил целостность здания и уничтожил остатки фресок – наследие XIX века.

Покровский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году. В 2011 году совершилось историческое событие – Покровский собор был заново расписан. Работы выполнены учениками иконописной школы МДА под руководством преподавателя Анатолия Валерьевича Алёшина.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители, множество паломников стекалось в нее в праздничные дни. Старый Никольский храм не мог уже вмещать такого количества молящихся, поэтому в конце 1899 г. игумения Филарета II (Меркурьева) обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением о разрешении разобр ать старую, ставшую тесной, Никольскую церковь и построить на ее месте Никольский собор.Разрешение было дано в мае 1899 г. Автором проекта выступил архитектор Троице-Сергиевой Лавры А. А. Латков. Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 году и сразу же началось строительство нового собора, которое продолжалось почти пять лет. Новый храм, рассчитанный на две тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. Как затем отметил наместник Лавры архимандрит Товия (Цимбал), благочинный Хотькова монастыря, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Никольский собор отличался тем, что это был первый в России храм, построенный в русско-византийском стиле, который начал возрождаться в храмовой архитектуре второй половины XIX века. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Иконостасы изготовлены из белого итальянского мрамора с колоннами из мрамора цветного, с бронзовыми вызолоченными украшениями и с такими же царскими вратами; иконы живописной работы. Центральный иконостас имел три, а боковые – два яруса. Обширные клиросы сделаны также из белого мрамора, по стенам и вокруг столбов располагались прекрасные старинные иконы в серебряных ризах из прежнего храма. Все мраморные работы исполнены И.А. Орловым, а бронзовые Т.Н. Мешковым. У западной стены во всю ширину были устроены железные хоры для певчих, которые в настоящее время восстанавливаются.

В первых числах сентября 1904 года игуменья Филарета доложила архимандриту Товии об окончании работ и попросила ходатайствовать перед митрополитом Московским об освящении нового Никольского собора. Торжество освящения, при огромном стечении народа и почетных гостей, продолжалось два дня, 26 – 27 сентября 1904 г. В первый день были освящены главный алтарь и правый придел, во второй – левый придел собора. Главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца освятил сам митрополит Московский Владимир. Правый, во имя святых апостолов Петра и Павла, – епископ Дмитровский Трифон. Наместник Лавры архимандрит Товия освятил левый алтарь, посвященный празднику Воскресения Христова.

По наследству от старой Никольской церкви новый собор взял роль усыпальницы для настоятельниц обители. В крипте собора находились сохраненные при строительстве могилы хотьковских настоятельниц, игумений Евпраксии, Антонии, Филареты I и Варсонофии, погребенных в подклете старой церкви. Менее чем через год, 13 июля 1905 года, мирно скончалась и была погребена под Никольским собором строительница храма игумения Филарета II, возглавлявшая обитель с 1895 года.

В 1932 году Никольский храм закрыли. Великолепного убранства больше не было. Надгробия из усыпальницы распилили на части и отправили на стройки. Благолепный, не так давно отстроенный храм подвергся жестокому разорению.

Хотьковский историк-краевед Григорий Ефимович Агеев вспоминал: «С Никольским собором что сделали? Там поселились военные и работники сельского хозяйства. Роспись его была одной из лучших в Московской епархии. Нижняя часть храма была отделана черным лабродаритом. Этот мрамор забрали в Москву на строительство метрополитена. Собор весь ободрали, но на сводах сохранились небольшие фрагменты росписи: четыре Апостола и животные, больше ничего. Советские власти, чтобы вести какую-то антирелигиозную пропаганду, закрашивали роспись. Ее закрасят, через некоторое время она вновь появляется, один раз, второй, третий. Стали сбивать штукатурку, сухую, теплую, толстую. Это тоже не помогло. Собьют, замажут, но роспись опять появляется. В конце концов решили всю штукатурку отбить».

С 1934 года храм использовался как склад боеприпасов для конвойного полка НКВД, некоторое время стоявшего на территории монастыря. С 1944 года – как учебные классы артиллеристов. В 1948-м в подклете располагались механические мастерские школы комбайнеров и трактористов, в храме ремонтировали сельхозмашины. В последующие годы 1950 – 1980-е – как склад готовой продукции столярного цеха сельскохозяйственного техникума; какое-то время в нем находился клуб.

. Возвращение Никольского собора Русской Православной Церкви произошло в 1990 году. Первоначальная внешняя реставрация храма с установлением одного центрального купола была проведена к празднованию Тысячелетия Крещения Руси . В 2011 году преподаватели и выпускники иконописной школы МДА занимались росписью иконостасов в боковых пределах. Они выполнены из белого мрамора также, как и центральный иконостас, московскими мастерами. Автором проекта является Александр Николаевич Солдатов. 11 октября 2012 года, в день празднования памяти преподобных Кирилла и Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин Великого освящения Никольского собора. В этот день Хотьков монастырь отмечал 20-летие возрождения монашеской жизни, 675-летие преставления и 20-летие канонизации прпп. Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи построен в 1791 году над северными Святыми вратами, освящен известным церковным деятелем, знаменитым проповедником, настоятелем Лавры и главой Московской епархии митрополитом Платоном (Левшиным). Этот храм считается самым древним из сохранившихся монастырских зданий, но есть основания предполагать, что до наших дней он дошел в сильно перестроенном виде.

Надвратный храм служил приходским для жителей окрестных деревень, в нем совершались для них Таинства крещения, венчания и другие требы, и его священник некоторое время в XIX веке был Хотьковским благочинным. В 1870 году иконы возобновлялись сестрами монастыря.

В описаниях XIX века содержатся некоторые сведения о внешнем виде и внутреннем убранстве церкви: «Храм однопрестольный, имеет в длину 8 сажен и 2 аршина, в ширину 4 сажени, на главе крест железный, под крестом яблоко и глава обиты жестью, покрыт железом, и кровля окрашена медянкою».

Иконостас церкви был столярной работы «с малыми резными штуками, весь вызолочен … царские врата решетчатые вызолоченные».

До 1921 года храм стоял нетронутым, и лишь поновлялись иконостас и храмовые росписи. После закрытия монастыря иконостас надвратной церкви был разобран, всё убранство погибло. В храме жили рабочие хотьковских промышленных артелей. В 1940 году в нем располагался склад оружия войсковой части и артиллерийская школа. С 1948 по 1968 год храм использовался для хранения спортинвентаря сельхозтехникума, разместившегося на территории обители. В 1968 – 1982 гг. – как подсобное помещение для нужд техникума. С 1982 по 1999 год его помещения занимал Хотьковский Краеведческий музей (филиал Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево»).В 1998 года началась  реставрация храма Рождества Иоанна Предтечи.

Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители. В западном корпусе разместилась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келии.

Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу. В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму. С 1921 по 1928 год в богаделенных корпусах позволено было жить сестрам обители, выселенным из других зданий, поэтому надвратная церковь действовала до самого изгнания насельниц. Когда в 1929 году в келейные корпуса поселили рабочих фабрики Угланова, храм святителя Митрофана был разграблен, обезглавлен и превратился в переход между западным и восточным крыльями здания. Долгое время эти корпуса занимались городской гостиницей «Русь», которая прекратила свое существование в 1994 году, и здания были переданы Хотькову монастырю. В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовой.

В1992 году в обители возобновилась монашеская жизнь.  Ныне при монастыре работают воскресная школа, 14 октября 2000 года открыт пансион для девочек.

Гефсиманский Черниговский скит

  В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Гефсимания — место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место ее славного Успения. Обитель, носящая такое название, дорога и свята всякому православному человеку. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров),митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей. Простота и строгость были заповеданы приснопамятными основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преп. Сергию и Никону Радонежскому. Даже церковная утварь была деревянная, не исключая и пономарских подсвечников. «Простота… есть надежда Скита. Да сохранит сие Господь», — писал святитель Филарет Московский.

  Изучение строительной истории Черниговского скита после 1851 г. осложняется отсутствием с этого года в лаврском фонде РГАДА отчетности по скиту. В связи с этим, важнейшим источником служит «Дело о доставлении Владыке сведений об отношении Гефсиманского скита к Лавре и о скитских постройках, и о составлении правил управления скитом…» (1879). В названном деле содержится «Опись в хронологическом порядке» зданий Черниговского скита с 1850 г. и иллюстрирующий ее схематический «План Скитских пещер с находящимися в них строениями». План 1879 г. представляет Черниговский скит как вытянутый по оси запад-восток прямоугольный двор, ограниченный деревянной на каменных столбах оградой. По периметру двора расположены кельи, а в центре — верхняя надпещерная деревянная церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преп. Антония и Феодосия Печерских, и св. Василия Парийского, построенная в 1856 — 1857 гг.

1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдавшей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах — и все были услышаны, все получали помощь. Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преподобным Антонием Печерским, родоначальником русского монашества и первым русским пещерником.

В Черниговском соборе, помимо двух чтимых списков с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Черниговская Гефсиманская, находятся и другие святыни.

Среди них: камень от гроба Божией Матери, привезенный из Иерусалима в 1850 на благословение новой Северной Гефсимании.

В стенах Скита произошло радостное событие – на пожертвование благодетелей и богомольцев икона Божией Матери «Нерушимая Стена» была обрамлена золоченым киотом, после чего стало возможным перенесение ее из ризницы на достойное место в центральном соборе скита для поклонения всех желающих приложиться к этой святыне.Обновление этого образа связано с возрождением обители. С момента возобновления скитской монашеской жизни, регулярных служб, ежедневного молебного пения у икон Божией Матери, начала ремонтно-реставрационных работ по восстановлению святынь Скита,  братия и прихожане обратили внимание на проявляющиеся лики ангелов, увеличение их числа и просветления самой иконы. Это чудесное событие придавало силы и крепость духа всем труждающимся на поприще возрождения древней обители.

Ныне благодарны всем, кто внес свою посильную лепту в дело благоукрашения и сохранения иконы, дабы сия святыня, по словам Священного Писания: «Никтоже светильника вжег, в скрове полагает, ни под спудом», стала доступна всем прибегающим к помощи и заступлению Царицы Небесной, изливающей благодать через сей Чудотворный образ.

В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, среди которых и преподобный Варнава Гефсиманский.

При жизни преподобного Варнаву, который был народным духовником скита, называли старцем-утешителем, вспоминая изречение «по имени и житие» (принял монашеский постриг с именем апостола от 70-ти Варнавы, «сына утешения»). С 1873 года, когда старческое служение стало церковным послушанием отца Варнавы, он принимал в день до 500 человек. Пришедшим святой подавал душеспасительный совет, а многочисленные записки с просьбой о поминовении он прочитывал в пещерной часовне в честь иконы Божией Матери Иверской, где, по обыкновению, молился.

Преставился ко Господу преподобный Варнава 17 февраля (по старому стилю) 1906 года. В тот день он принимал исповедь в Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения Троице-Сергиевой Лавры. По совершении Таинства старец с крестом зашел в алтарь, где пред престолом и предал душу в руки Божии. 21 февраля при большом стечении братии и духовных детей честные останки его были похоронены в Иверской часовне Черниговского скита, за алтарём пещерной церкви Архангела Михаила.

Торжественное прославление было совершено в праздник Собора Радонежских святых в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры патриархом Московским и всея Руси Алексием. Днём памяти был установлен день кончины 17 февраля. Ныне честные мощи преподобного Варнавы пребывают в соборе Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери, в правом приделе, после канонизации освященном в его имя. Множество православных каждый день прибывают в Гефсиманский Черниговский скит, дабы поклониться мощам святого, испрашивая его молитв: «Преподобный отче наш Варнаво, моли Бога о нас!»

Новый  архитектурный  ансамбль  Черниговского скита,  сложившийся на рубеже XlX-XX вв. и  в два  раза превышающий по площади старый ансамбль  эклектичных  зданий  скита, в основном  сохранился до настоящего  времени.  Строгая  симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады  собора и колокольни,  обилие зелени,  тишина и малолюдность, все создает сильный контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой лавре. В 1990 г. южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус и келию о. Варнавы, была возвращена Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.

Впечатлениями от поездки поделилась регент храма Елена Федькова:»Погода была непредсказуема:то солнце ,то дождь,но это не испортило нашего настроения.Такие поездки и веру нашу укрепляют,и приход объединяют.И накупили всяких гостинцев-вкусностей ,отведали  монастырского чая из шиповника.Слава Богу за все!»

 Экскурсия в музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»

2 мая 2018 года прихожане Покровского храма деревни Алексино,учащиеся воскресной школы при храме и их родители совершили экскурсию в музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»,расположенный на реке Истре неподалеку от одноименного города  и являющийся  точной копей знаменитого храмового комплекса в Иерусалиме.  Это один из крупнейших региональных музеев, связанный судьбами с уникальным памятником подмосковной Палестины – Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем,основателем которого был шестой патриарх Московский и всея Руси Никон.

Строительство этого уникального памятника русского зодчества производилось в два этапа. Первый этап продолжился с 1656 по 1666 год, когда царствовал Алексей Михайлович Тишайший. Работы были прерваны после опалы патриарха Никона. Строительство возобновилось лишь в 1679 году по распоряжению Федора Алексеевича.

Новый Иерусалим в Подмосковье – это соборный комплекс. В 1685 году было закончено строительство Воскресенского собора и церкви Константина и Елены. Создание крепостной стены и надвратной церкви Входа Господня завершилось в 1697 году, уже при Петре I.  К огромному сожалению, каменный шатер собора Воскресения рухнул, не простояв и тридцати лет. Его восстанавливали несколько десятилетий,вплоть до 1761 года. В этот год завершилось царствование императрицы Елизаветы. Новый шатер строили по проекту знаменитого Франческо Растрелли (младшего). Строительством руководил архитектор К.И. Бланк.

В конце XVII века монастырскую ограду из дерева заменили на каменную. Перестройка проводилась по проекту знаменитого русского зодчего Я.Г. Бухвостова . Добрая традиция привлекать к строительству храмового комплекса лучших архитекторов была продолжена. После обрушения шатра над часовней Гроба Господня в 1723 году за его восстановление взялся Франческо Расстрелли. В дальнейших перестройках принимали участие М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.А. Тон.

Во времена царствования Петра 1 у стен монастыря в 1698 году произошло историческое сражение между стрельцами и верными правительству войсками под руководством А. Шеина. Стрельцы были разбиты, большая часть их была казнена. Это событие дало толчок петровским реформам. В это время монастырь переживал упадок. Но позднее он стал важным культурным и религиозным центром страны. На его территории находилась одна из богатейших библиотек.  Многие известные личности русской культуры и истории второй половины XVIII века бывали тут как паломники.

Архитектура ансамбля Новый Иерусалим в Подмосковье — это яркий образец московского барокко. Его башни и стены построены в виде шестиугольника неправильной формы. Они имеют внутренние хозяйственные помещения, бойницы и кельи монахов. Башни венчают каменные шатры.

Аналогии с Иерусалимом просматриваются здесь во всем — некоторые башни монастыря названы именами ворот Иерусалима – Гефсиманская, Дамасская, Сионская. Существует здесь и свой Гефсиманский сад. Большое впечатление на туристов производит выстроенный в 1658 году скит патриарха в комплексе Новый Иерусалим. Истра, на одном из островков которой  расположен скит , символизирует реку Иордан.

В центре монастыря находится Воскресенский собор— уникальный памятник архитектуры.Он представляет собой сложное сооружение, которое состоит из храма и примыкающих к нему пристроек. С западной стороны это часовня Гроба Господня с ротондой, имеющей восемнадцатиметровый шатер. На северной стороне это Успенская церковь, а на востоке – углубленная в землю церковь Константина и Елены. Ранее с южной стороны собора находилась колокольня, которая была разрушена в 1941 году.  Покои собора отличаются особой устремленностью ввысь, что мало присуще православным храмам. Здесь же в подвальном помещении находится подземная церковь. Кроме того, внутри можно увидеть темницу, где ждал страшной казни Христос, Кувуклию – часовню из мрамора, скрывающую Гроб Господня. Рядом с ним всегда горят тринадцать лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать армянских, тринадцать католических и четыре коптских. Собор окружают трапезные и больничные палаты. Рядом с ними находятся покои настоятеля. Неподалеку от собора можно увидеть остатки погоста с захоронениями выдающихся представителей российского дворянства.

  Крепостные стены  монастыря строилась под руководством Якова Бухвостова (1690-1697). Они имеют башни и надвратную Входоиерусалимскую церковь над Святыми воротами.

 Церковь Входа Господня -еще одна достопримечательность на территории комплекса  «Новый Иерусалим». Храм Входа Господня был построен в XVII веке. Это многоярусное сооружение. Надвратная церковь — типичный храм, получивший широкое распространение в русском церковном зодчестве XVII века. В его изысканном, но строгом декоре, выполненном из кирпича, повторяются мотивы крепостной стены.

За Елизаветинскими воротами монастыря находился Гефсиманский сад. Сейчас его уже нет, это парк в излучине Истры. Когда-то в этом саду были протоки, которые образовывали остров. На нем примерно в трехстах метрах от стены монастыря жил патриарх Никон. Скит патриарха  Никона сохранился до наших дней. Это четырехэтажный дом, в котором находились две церкви (на первом и четвертом этажах), кельи, в том числе и самого Никона, хозяйственные помещения. Скит, помимо исторического значения, представляет собой редкий образец дома середины XVII века.

В годы Великой Отечественной войны  Новый Иерусалим (монастырь) оказался на захваченной фашистами территории. Перед уходом они разорили его, разрушили строения. Была уничтожена соборная колокольня, верх собора Воскресения был сожжен, снесены шатры с башен. Комплекс требовал серьезных реставрационных работ,которые продолжаются до сих пор. Сегодня монастырь практически восстановлен.

Музей «Новый Иерусалим» образован в 1920 году.  Музей при монастыре знакомит всех желающих с древнерусским искусством XVIII — начала XX века. В экспозиции представлены редкие, уникальные рукописи, бесценные документальные свидетельства многих исторических событий, церковное облачение и утварь, старинная мебель, ювелирные изделия и образцы деревянного зодчества

Экскурсия по храмам Белогорья

С 6 по 8 июня 2017 года прихожане Покровского храма под руководством настоятеля протоиерея Вадима Владышевского совершили экскурсию по храма Белогорья(Белгородская область) с посещением Преображенского кафедрального собора , храмового комплекса св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Крестовоздвиженского  храма ,где хранится великая святыня -Кошарский крест в г. Белгороде ;Свято-Троикого Холковского мужского монастыря в с. Холки, музейного комплекса в с. Прохоровка, Успенского храма г. Новый Оскол.

Экскурсия началась с посещения Крестовоздвиженского храма, где каждый богомолец останавливает свое благоговейное внимание на дорогой святыне храма — явленном и чудотворном Кошарском Кресте, который помещен на видном месте, налево от северных дверей  алтаря, по одной линии с иконостасом.

Крест величественный, деревянный, вышина его 2,5 аршина, ширина в поперечнике — 2 аршина 6 вершков.Лицевая и противоположная ей (задняя) сторона Креста усердием жертвователей украшены серебряной оправой весом около пуда.Ветхое дерево Креста, полинявшая и отпавшая по местам живопись его, изображающая Распятие Спасителя, свидетельствуют о древности святыни согласно  преданию, которое гласит о том, что во времена Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского (1748 — 1754), в селе Кошары проживал богатейший землевладелец Юрий Выродов, в доме которого находился описываемый Крест, именовавшийся чудотворным и присланный владельцу родным его братом, послушником одного из Афонских монастырей.

Нечестивый и развращенный помещик с неохотою держал в своем доме Крест и не питал к нему ни малейшего благоговения. Однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали любимую его собаку, возвратившись домой в раздраженном состоянии духа, остановив свой взор на Кресте, помещик вдруг пришел в сатанинскую ярость и, обращаясь к слугам, закричал: «Выносите сейчас же этот Крест из дома и бросьте его в трясину! Мне говорили, что он святой и чудотворный, а я пользы никакой не вижу в нем».Кощунственное приказание было исполнено, и св. Крест был брошен в болотистый ил невдалеке от жилища помещика.

Прошло много лет.Выродов умер лютою смертью грешника, а поруганный и зарытый в грязь Крест был обретен чудесным образом: в конце XVIII века некий слепец слышал во сне голос, обещавший ему исцеление от слепоты, если он отправившись в Кошарскую трясину и вынет оттуда Святой  Крест. Крест был найден, и лишь только слепец приложился к нему, как тотчас же прозрел и начал славить Бога. На месте обретения Креста оказался ключевой источник, где впоследствии устроен был колодезь, изобилующий поныне прекрасной водой. Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла массу богомольцев, из которых многие получили исцеление от своих недугов.В первое время по обретении Крест стоял на устроенных для него подмостках, а затем перенесен был в каменную часовню, сооруженную тогдашним землевладельцем Пузановым и существующую доселе.Епархиальное начальство, извещенное о Кошарском Кресте и чудесах, происходящих от него, предписало священникам Покровской городской церкви, куда было приписано село Кошары, являться поочередно в часовню и служить молебны чудотворному Кресту по просьбе многочисленных его поклонников. Архиепископ Илиодор, вступивший через несколько лет после сего в управление Курскою епархией, узнав о Чудотворном Кресте, нашел неудобным хранить его в часовне и повелел перенести его в Белгородский Николаевский монастырь, где ныне находится епархиальное женское училище.

Здесь св. Крест стоял около 30 лет до времени епископства Сергия (впоследсвии Митрополита Московского). В 1860 году сей архипастырь по просьбе кошарской помещицы, генеральши Анны Варлаамовны Богданович, исходатайствовал у Св. Синода разрешение построить в селе Кошары на средства просительницы храм и в нем поставить чудотворный Крест. С 1863 года кошарцы имеют счастье молиться в своем храме перед своим по праву принадлежащим им явленным крестом.   

 

Затем прихожане посетили Преображенский кафедральный собор  г. Белгорода ,построенный в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева

В клировой ведомости 1870г. сообщается: «Преображенская церковь — двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный — в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе — во имя пророка Илии; в северном — во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже — во славу Богоявления Господня; в южном приделе — к западу- в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы Курская».В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви.

К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа. Частичка мощей Святителя и его икона находится и в Покровском храме д. Алексино.

.Далее экскурсия продолжилась Храмовом комплексе, включающем в себя: храм во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храм во имя Святого великомученика и победоносца Георгия, духовно-просветительский центр, часовню во имя Святой Троицы, часовню над водным источником во имя преподобного Серафима Саровского и паломнический центр. По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна в 1997 году в г. Белгороде началось создание храмового комплекса, призванного стать одним из центров церковной жизни и духовного просвещения Белгородской и Старооскольской епархии. 25 мая 1997 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил освящение закладного камня для строительства храмового комплекса прихода во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.В 1999 году на территории будущего храмового комплекса была построена и освящена владыкой Иоанном часовня во имя Живоначальной Троицы.

Строительство храма во имя Святого великомученика Георгия Победоносца только начиналось. Возле часовни во имя Святой Троицы на богослужения собирались верующие люди из близлежащих микрорайонов Харьковской горы.

Храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был освящён архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном в 2001 году. Он имеет два престола: нижний — в честь Всех Святых и верхний — во имя Святого великомученика Георгия Победоносца. В храме установлен трёхъярусный иконостас. Письмо икон выполнено в каноническом стиле. Внутреннее помещение благоукрашено резьбой по дереву, приобретены новые иконы и киоты. В этом храме находятся почитаемые прихожанами Владимирская икона Пресвятой Богородицы, икона Успения Пресвятой Богородицы, образ Святителя Николая.

Летом 2004 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил водосвятный молебен перед началом строительства культурно-просветительского центра во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.  Храм во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — красивое, величественное семнадцати-купольное сооружение.Высота центрального купола 38,35м, полезная площадь храма 2840 м2.В цокольном этаже храма расположен духовно-просве­тительский центр.В храме установлен трёхъярусный иконостас, выполненный в стиле барокко.

В престольный праздник, 30 сентября 2008 года, в строящемся храме во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил первую Божественную литургию. Строительство духовно-просветительского центра во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии стало завершающим этапом создания храмового комплекса и новой яркой страницей в истории Святого Белогорья.

На следующий день  местом посещения прихожан Покровского храма  был Свято-Троицкий Холковский монастырь − действующий православный мужской монастырь. Это − уникальный пещерный монастырь в Белгородской области, расположенный на берегу реки Оскол, у села Холки Чернянского района, в пятнадцати километрах от города Новый Оскол. Согласно преданию обитель находится на месте, где встретились князь Игорь Святославович и его брат Всеволод перед тем, как идти на половцев в 1185 году. Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1620 году. Монастырь был основан иноком Геласием. Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) . Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня — вход в подземный монастырь был затерян. В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни. Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирская часовня.В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

  Еще одним местом посещения прихожан  был г.Новый Оскол ,Успенский храм города.В этом храме настоятелем служит протоиерей Николай Герасимчук,друг и сокурсник настоятеля Покровского храма д.Алексино протоиерея Вадима Владышевского.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Новый Оскол был построен в 1803 г. на средства прихожан, вместо деревянной церкви. В 1876 г. Храм был расширен пристройкой к западу с северной и южной стороны. В храме с 1823 года 3 престола: центральный, главный в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого Архангела Михаила, левый в честь Святой великомученицы Параскевы. Храм был выполнен в новгородском стиле в виде корабля. Так как храм создавался в начале 19 века, то он внешне имел черты строгого классицизма–ампира.

Настоятелем храма в 1915 году был протоирей Дмитрий Васильевич Попов. Он преподавал закон Божий в женской гимназии и мужском земском училище, был постоянным членом Новооскольского отделения курского епархиального училищного совета. За своё послушание Отец Дмитрий был награжден не только церковными регалиями: набедренником, скуфьей, наперстным крестом, но и серебренной памятной медалью императора Александра III и бронзовой медалью в память 300 — летия Дома Романовых. За этими наградами скрывался труд и забота о своих прихожанах.Вместе с настоятелем службу в храме несли еще два священника: Капитон Петрович Переверзев и Фёдор Михайлович Солодовликов. Отец Капитон состоял членом Путевого Совета и сопровождал крестный ход из Нового Оскола в Белгород в 1911г. по дню открытия мощей Святого Иосафа.В 1920е годы храм для богослужений был закрыт. В разное время в нём была кузница, склад, зернохранилище. Только в 1943 году в Успенском соборе возобновились богослужения. Во время войны колокольня храма была разрушена. Несмотря на то, что богослужения возобновились, власть всячески препятствовала для того, чтобы люди храм не посещали. Поэтому на службы приходили в основном старушки.В 1960 году из Ивановской области в Успенский собор приехал протоирей Василий Ананьевич Герасимчук с семейством. С этого времени он стал настоятелем храма, а потом вступил на это поприще его сын отец Николай Герасимчук, который и служит в этом храме по сей день.

Закончилась поездка экскурсией  в мемориальный музейный  комплекс в с.Прохоровка . 12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло сражение, во многом решившее исход Курской битвы.

2 мая 2010 года распахнул свои двери музей «Третье ратное поле России». Это явилось знаменательным событием не только для Белгородчины, но и всей России в целом. Введён в эксплуатацию современный музейный комплекс общей площадью 5000 кв.м. Он составляет единый архитектурный ансамбль с Петропавловским храмом и культурно-историческим центром «Третье ратное поле России «Прохоровское поле». Архитектурной доминантой при этом остаётся храм Первоверховных апостолов Петра и Павла.

К 50-летию празднования Великой Победы советского народа над фашистской Германией 3 мая 1995 года в поселке  Прохоровка зазвонили колокола, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни – храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла. При огромном стечении жителей и гостей района храм освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.В память о погибших в Прохоровском сражении благодарные потомки воздвигли храм-памятник, на стенах которого помещены мраморные плиты с именами ушедших в вечность.По канонам Православной церкви, если события, в честь которых строится храм, совпадают с днем того или иного святого или иным церковным праздником, то храмы соответственно называются именами этих святых или названием праздников. 12 июля – день святых первоверховных апостолов Петра  и Павла. Храм назван их именами, а его возведение по древней русской традиции велось на народные средства, за счет пожертвований.Территория историко-православного комплекса, создававшегося в Прохоровке с 1993 по 2000 годы, включает храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Малый Никольский храм, Дом ветеранов Великой Отечественной войны и труда, Дом причта,  закладной камень, Колокол единения трех славянских народов.Попадая на территорию музейного комплекса психологически перестраиваешься, потому что сразу же поподаешь в атмосферу величия подвига и благодарной памяти потомков. В центре предмузейной площади величественная скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». Это композиция – символ, олицетворяющая героизм советских воинов. Это — Прохоровское сражение в миниатюре, тем не менее в полной мере передающее накал сражения.

Паломническая поездка прихожан нашего Храма в   Можайский Никольский собор на поклонение мощам святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. 15.08.2015г.